logo
Новоуральская Ударная Бригада [NUB]Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Состав Клана [0]
Советы по Игре [0]
Разное [5]
Жалобная Книга [0]
Голосуем
Хотите ли вы участвовать в турнирах?
Всего ответов: 40
Полезности
Главная » Статьи » Разное

история
Версальский договор запрещал Германии проводить какие-либо работы в области танкостроения. Тем не менее, они велись. Так, в середине 20-х годов, в условиях строгой секретности, фирмами «Daimler-Benz», «Кruрр» и «Rheinmetall» были разработаны проекты трех танков под общим названием «Grosstraktors» (тяжелый тягач). В 1928 году закончили сборку опытных образцов фирмы «Крупп» и «Рейнметалл». А в 1929 году был готов и танк фирмы «Даймлер-Бенц», разработкой которого руководил профессор Ф. Порше (Porsche). Все три машины имели общую схему компоновки и примерно одинаковые боевые и технические данные. В ходе испытаний выявилась необходимость срочной разработки более мощных двигателей, удовлетворяющих особым условиям эксплуатации танков. Наибольших успехов в этой области достигла фирма «Майбах» (Maybach), имевшая большой опыт в создании и производстве двигателей для различного типа транспортных машин.

Daimler Benz's Grosstraktor

В 1933 году по заданию ОКН (Oberkommando des Heeres — Главного командования сухопутных сил Германии) фирма «Rheinmetall-Borsig» разработала новый проект тяжелого танка, получившего условное обозначение Nb.Fz. (Neubaufahrzeug — вновь построенная машина). В том же году из неброневой стали было изготовлено два опытных образца танка — Pz.Kpfw.V и Pz.Kpfw.VI, — с двумя вариантами установки вооружения. Их испытания прошли успешно, и было принято решение о дальнейшем производстве и принятии на вооружение танка Pz.Kpfw.V. При боевой массе каждого танка в 21,8 т, их максимальная скорость по шоссе составляла 30 км/ч, а запас хода по шоссе достигал 140 км. В 1935 году изготовили три образца этого танка. Они использовались в боевых действиях при захвате Норвегии в 1940 году.

Rheinmetall-Borsig’s Grosstraktor

В конце января 1937 года ОКН выдало фирме «Хеншель» (Henschel & Sohn), расположенной в Касселе (Kassel) заказ на разработку проекта тяжелого танка, предназначенного для преодоления сильно укрепленной обороны противника. Проект получил название DW (Durchbruchwagen — танк прорыва). Руководил этими работами Э. Адерс — начальник отдела перспективных разработок и усовершенствования конструкции танков. Опираясь на опыт разработки легких и средних танков, фирма «Хеншель» применила ранее отработанную компоновочную схему с задним расположением силовой установки и передним расположением трансмиссии. Броневая защита корпуса танка была противоснарядной, равнопрочной, с толщиной броневых листов 50 мм. Бортовые листы корпуса танка пришлось сделать составными, так как сталепрокатные заводы Германии, в то время еще не могли изготавливать цельные броневые листы требуемых размеров.

Henschel dw2

Поскольку требования к вооружению танка не были еще точно определены, то на опытном образце машины установили лишь весовой макет башни. Боевая масса танка составлял 30 т, максимальная скорость по шоссе достигала 35 км/ч. Но испытания танка обстрелом показали неудовлетворительную противоснарядную стойкость корпуса машины, а во время ходовых испытаний были обнаружены недостатки в работе тормозов и механизма поворота. Кроме того, конструкция подвески танка оказалась слишком дорогой и чрезвычайно сложной в изготовлении. Дальнейшие работы были прекращены.

В конце 1939 года отдел Управления вооружений ОКН (Wa.Pruf.6) предложил фирмам «Хеншель», «Даймлер-Бенц» и «Порше» разработать танк для артиллерийской поддержки пехотных соединений. Проект получил обозначение VK.3001. В задании предусматривалось создание танка с боевой массой 30 т, способного развивать максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч. Броня танка (толщина лобовых листов — 60 мм, бортовых — до 50 мм), должна была обеспечить защиту от огня малокалиберных противотанковых пушек. В качестве основного вооружения предполагалось установить 75-мм пушку KwK L/24 или танковую пушку калибра 105 мм.

Два опытных образца танка были изготовлены фирмами «Хеншель» и «Порше». На машине фирмы «Хеншель» VK.3001(H) в качестве силовой установки использовался двигатель Май-бах HL 116, мощностью 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин. Трансмиссия танка, с гидравлическим управлением, состояла из карданной передачи, многодискового главного фрикциона, коробки передач, трехрадиусного механизма поворота и бортовых редукторов. Подвеска танка — индивидуальная, торсионная, с шахматным расположением опорных катков. Использовались 14 сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией и 6 поддерживающих катков. Два ведущих колеса располагались спереди, а два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц — сзади. На опытном образце танка VK.3001(P) фирмы «Порше» (заводское наименование «Leopard» или Sonderfahrzeud I — спецмашина I), в качестве силовой установки были применены два спаренных десятицилиндровых, карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Porsche 100, мощностью по 210 л.с. (155 кВт) при 2500 об/мин. Характерным отличием танка Ф. Порше было применение электромеханической трансмиссии, разработанной совместно с фирмой «Сименс» (Siemens). Трансмиссия состояла из двух генераторов постоянного тока, двух электродвигателей и контролеров управления. Каждый генератор приводился в действие отдельным карбюраторным двигателем. Электродвигатели, независимо друг от друга, через гидропередачу (фирмы «Voith/Heidenheim»), соединялись с одним из ведущих колес гусеничного движителя танка. Управление движением машины производилось за счет изменения скорости и направления вращения электродвигателей. Подвеска танка балансирного типа, состояла из шести тележек (по три на каждый борт). Все тележки были взаимозаменяемыми. Для подрессоривания тележки использовался горизонтально расположенный торсион.

В 1941-1942 годах танки прошли всесторонние испытания. Необходимо отметить, что применение электромеханической трансмиссии на опытном танке фирмы «Порше» позволило существенно облегчить условия работы механика-водителя и обеспечить 30-тонному танку высокий уровень подвижности и максимальную скорость по шоссе до 60 км/ч. В дальнейшем на базе опытных образов VK.3001(H), фирма «Хеншель» изготовила две тяжелые самоходные установки Pz.Sfl.V (12,8 cm Selbstfahrlafette L/61). Параллельно с этим фирма «Хеншель» получила заказ на разработку тяжелого танка Panzerkampfwagen VII (проект VK.6501, заводское обозначение SW). Танк с боевой массой 65 т, вооруженный 75-мм пушкой и 2 — 3 пулеметами должен был иметь броню в лобовой части корпуса до 100 мм, и по бортам — 80 мм. Его экипаж состоял из пяти — шести человек. В качестве силовой установки предполагалось использовать карбюраторный двигатель Майбах HL 224 мощностью 600 л.с. (444 кВт).

Проектированием и изготовлением башни танка VK.6501 с вооружением занимались специалисты фирмы «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig). Из-за большой массы машины, для транспортировки по железной дороге, предусматривался демонтаж башни и перевозка ее отдельно от корпуса танка на соседней платформе. Сборка машины должна была производиться непосредственно на месте выгрузки с помощью специально разработанного крана. К концу 1941 года изготовили два опытных образца танка VK.6501. Но после проведения испытаний дальнейшие работы по этому танку были прекращены. 26 мая 1941 года, еще до завершения испытаний опытного танка VK.6501, отдел Управления вооружения выдал фирме «Порше» заказ на создание 45-тонного танка с 88-мм пушкой Flak.36. Проект получил официальное обозначение VK.4501. В то же время, фирма «Хеншель» получила заказ на разработку танка VK.3601, массой 36 т с аналогичным вооружением. Разработка конструкции вращающейся башни с вооружением была поручена фирме «Крупп». Основные технические требования к проекту танка VK.4501 заключались в следующем: при боевой массе 60 т машина должна была оснащаться двигателем мощностью 600 л.с. (444 кВт), развивать максимальную скорость по шоссе до 40 км/ч и по пересеченной местности — 25 км/ч. В качестве основного вооружения планировалась установка 88-мм пушки KwK 36 L/56, с начальной скоростью бронебойного снаряда 820 м/с.

Опытный образец танка разрабатывался на фирме «Порше» под наименованием Sonder-fahrzeud II (спецмашина II). Чтобы тяжелая машина обладала необходимой подвижностью и легкостью управления, конструкторы решили установить на ней электромеханическую трансмиссию, которая отрабатывалась ранее на танке VK.3001(P). Увеличение массы танка потребовало более мощной силовой установки из двух карбюраторных 10-цилиндровых двигателей Порше 101/1, каждый из которых развивал по 320 л.с.(235 кВт) при 2000-2200 об/мин. Два первых танка VK.4501 (Р) были изготовлены фирмой «Nibelungenwerke». Толщина их противоснарядной лобовой брони достигала 100 мм. Длина машин составляла — 6,7 м, ширина 3,14 м, высота 2,8 м. При боевой массе в 57 т танки развивали максимальную скорость до 35 км/час. Но повышенный расход топлива (до 540 л/ч) ограничивал запас хода машин до 80 км.

В то же время на фирме «Хеншель» под руководством главного конструктора Э. Адерса шла разработка танка VK.3601(H). В его конструкции был широко использован опыт, накопленный при создании предыдущих боевых машин. На танке устанавливалась традиционная механическая трансмиссия с коробкой передач Variorex, а в ходовой части использовалось шахматное расположение опорных катков большого диаметра. Эти работы вскоре были преобразованы в проект танка VK.4501(H — Хеншель). Сравнительные испытания опытных машин двух разных фирм прошли в апреле 1942 года. В отличие от танка VK.4501(H), танк VK.4501(P) прибыл на испытания уже с установленным вооружением. Поэтому машина Порше оказалась тяжелее и двигалась медленнее своего конкурента, но благодаря электромеханической трансмиссии, имела преимущество в маневренности и проходимости. Тем не менее, машина фирмы «Хеншель» была признана лучшей и под маркой Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) рекомендована для серийного производства и принята на вооружение. Основанием для принятия такого решения послужило то, что для изготовления электромеханической трансмиссии танка VK.4501(P) требовалось около 900 кг электротехнической меди. В условиях войны это было для Германии непозволительной роскошью.

29 ноября 1941 года состоялось совещание, посвященное вопросам направления развития танкостроения, после которого фирме «Крупп» было выдано задание на разработку проекта тяжелого танка массой до 72 т. К марту 1942 года фирма представила для обсуждения разработанный проект танка VK.7201(K). Кроме того, в инициативном порядке фирмой было разработано несколько эскизных проектов тяжелых танков с боевой массой 110, 130, 150 и 170 т под общим наименованием «Krupp-Maus». В то же время эскизный проект тяжелого танка, массой 100 т разработала фирма «Порше». Оба проекта были рассмотрены и одобрены на совещании у Гитлера.

На совещании в апреле 1942 года Гитлер высказал пожелание о необходимости завершения к лету 1943 года всех работ над тяжелыми танками массой 100 т, задание на разработку которых было выдано еще в марте 1942 года. От фирмы «Крупп» он потребовал начать серийное производство тяжелых танков с середины лета 1943 года и обеспечить выпуск до пяти машин в месяц. Что касается вопроса о создании сверхтяжелых танков, то часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса. Но, несмотря на это, проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и получил название «Mammut» (Мамонт). Летом 1942 года фирма «Порше» получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения.

Проектом предусматривалось создание танка с бронированием: лоб корпуса — 200 мм, башни — 220 мм, борта корпуса — 180 мм, борт и корма башни — 200 мм. Боевая масса танка должна была составлять 160 т, максимальная скорость — 15 км/час, основное вооружение — 150-мм пушка, устанавливаемая в передней башне, а вспомогательное — 128-мм пушка — в кормовой. Разработка проекта танка осуществлялась в КБ фирмы «Порше», расположенном в Штуттгарте. После ряда уточнений и изменений технических требований к тяжелому танку проект получил условное обозначение Projekt Nr.205 или «объект 205», а танк стал называться «Mauschen» (Мышонок). В июле 1942 года с эскизным проектом танка был ознакомлен Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы по проекту и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 100 мм.

Основная тяжесть работ легла на плечи конструкторов фирмы «Порше», которым предстояло создать шасси танка и дизельный двигатель воздушного охлаждения. Первые испытания планировалось провести уже 5 мая 1943 года, и в целях экономии времени, вместо дизельного двигателя было решено для проведения испытаний первого образца танка использовать в качестве силовой установки авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года, в своем докладе Гитлеру, Ф. Порше сообщил о завершении всех подготовительных работ по организации производства «объекта 205» на фирме «Крупп», и о готовности построить первый образец к лету 1943 года. Полноразмерный деревянный макет танка «Mauschen» был показан Гитлеру 4 января 1943 года. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм «Порше» и «Крупп». Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы «Порше» и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству.

2 февраля 1943 года, когда работы по созданию танка были в самом разгаре, Управление вооружения внесло в проект изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с емкостью бака для огнесмеси 1000 л. Это вызвало резкий протест разработчиков проекта, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но Управление настояло на выполнении этого требования. Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного танка VK.4501 (Р), но с установкой огнемета, массой 4900 кг, общая боевая масса танка возрастала на 5,5%. Это требовало установки двух дополнительных узлов подвески и, следовательно, увеличения длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой «Шкода» было принято решение — установить пружинно-спиральную подвеску. 6 апреля 1943 года с инспекционным визитом в Штуттгарт прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить этот макет в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Макет был разобран и упакован для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета. 1 мая 1943 года на Главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером. С этого момента «Мышонок» превратился во взрослую «Мышь» (наименование танка сократилось до «Maus»).

К июлю 1943 года для «объекта 205» (он же — «Маус») было выбрано оптимальное вооружение. Предлагались различные варианты спаренных установок:
— 105-мм зенитная и 75-мм танковая пушки;
— 127-мм морская и 75-мм танковая пушки;
— 128-мм и 75-мм танковые пушки;
— 150-мм специальная танковая или морская и 75-мм танковая пушки.
Предпочтение было отдано спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK 44 L/55 и 75-мм пушки KwK 40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек. Одновременно было завершено изготовление электромеханической трансмиссии. Необходимо отметить, что проект сверхтяжелого танка не был единственным в Германии. Верное своим традициям ОКН сохранило и в этом вопросе принцип конкуренции. С середины 1943 года фирма «Адлер» (Adler) также пыталась создать сверхтяжелый танк Е 100 боевой массой 140 т. Предполагалось провести его сравнительные испытания с машиной Ф. Порше.

Сборка опытного образца танка Е 100 происходила на заводах «Хеншель». В конструкции корпуса этой машины использовались технические решения, разработанные для тяжелого танка «Тигр II». Учитывая большую массу танка, конструкторы Е 100 применили на нем индивидуальную подвеску с цилиндрическими пружинами. Вооружение и конструкцию башни планировалось унифицировать с танком «Маус». В качестве силовой установки на Е 100 был использован двигатель Майбах HL 230P30, мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин. В дальнейшем планировалось заменить его на новый двигатель Майбах HL 234 мощностью 900 л.с. (663 кВт) с непосредственным впрыском топлива, или на дизель мощностью 1100-1200 л.с. По уровню броневой защиты танки «Маус» и Е-100 были равноценны. Тем временем, с 1 августа по 23 декабря 1943 года, на заводе фирмы «Алкет» (Alkett) в Берлине собрали первый опытный образец танка «Маус» (объект 205/1) без монтажа вооружения. В изготовлении танка принимали участие несколько известных фирм. На заводах фирмы «Крупп» в Эссене изготовили корпус и башню с вооружением. На «Шкоде» в Пльзене (Plzen) — ходовую часть (опорные катки, подвеску, гусеницы) и механическую часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары). Фирма «Даймлер-Бенц» в Штуптарте предоставила силовую установку. На заводах «Сименс-Шукерт» (Siemens-Schuckert) в Берлине собрали д ля танка электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационную аппаратуру для управления электромеханической трансмиссией. Другие фирмы также привлекались для производства различных узлов и деталей танка. Особое внимание уделялось обеспечению безотказности работы всех узлов и механизмов танка. Все они были подвергнуты многократным, тщательным испытаниям, еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний был перевезен в лабораторию профессора Камма, на заводе «Даймлер-Бенц» в Штуптарте. Там провели дополнительные стендовые испытания «э/г блока» совместно с карбюраторным двигателем.

После завершения всех заводских испытаний, танк на специально спроектированной платформе, грузоподъемностью 180 т, был отправлен для доводочных работ и отладки на фирму «Порше», которая находилась в том же Штуптарте. Из-за чрезмерных габаритов и веса танка, сама транспортировка его представляла собой эксперимент, но прошла вполне успешно. Всего на заводе «Алкет» было изготовлено и отгружено в Штуттгарт два опытных образца танка «Маус». Один из них, «объект 205/1», имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню, а второй — «объект 205/2», был отправлен без башни. Боевая штатная башня с вооружением была доставлена в Штуттгарт и установлена на второй танк позже. На заводском полигоне фирмы «Порше» близ Штуттгарта, под руководством Главного конструктора профессора Ф. Порше, прошли заключительные заводские испытания опытных образцов.

Для проведения всесторонних испытаний танка, с целью определения возможности принятия его на вооружение, оба опытных образца перевезли на танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях Цоссена (Zossen). С июня 1944 года начались ходовые испытания первого образца танка «Маус» с нагрузочной башней. В сентябре 1944 года к ходовым, а кроме того и к артиллерийским испытаниям, подключился второй образец, на котором было установлено вооружение в штатной башне. Результаты ходовых испытаний показали, что сомнения в способности сверхтяжелого танка преодолевать различные препятствия оказались напрасными. По свидетельским показаниям работника фирмы «Алкет» ведущего инженера Лаубе, на испытаниях танк показал хорошую проходимость, маневренность и управляемость. Но в конце 1944 года доработка танков была прекращена, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых «Маусов» даже при минимальном выпуске — 10 машин в месяц.

Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, танки было решено уничтожить. Но значительному разрушению подвергся только один из двух «Маусов». Уже после капитуляции Германии оба сверхтанка были обнаружены специалистами Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР. Один танк (объект 205/1 с нагрузочной башней), находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) — на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус.

По указанию командующего БТ и MB ВС из двух поврежденных образцов был собран один «Маус», который был отправлен в СССР для подробного изучения и анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), где и поныне его можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.

Несмотря на особое внимание, уделяемое немецким командованием работам по разработке сверхтяжелых танков, в период Второй мировой войны были выпущены лишь единичные образцы этого класса машин. Из проектируемых сверхтанков, таких, как Е-100, «Крупп-Маус» (VK 7001 (К)), «Ваг» (Медведь) и «Маус», только последний был полностью построен, и подвергнут испытаниям. Работы по VK 7001 (К) и «Бару», хотя и велись достаточно интенсивно, не вышли из стадии проектирования. Постройка сверхтяжелого танка Е-100 остановилась в конце 1944 года на стадии сборки шасси. После капитуляции Германии, территории, где располагались заводы «Хеншель», отошли под контроль англо-американской администрации. Там войсками союзников был обнаружен недостроенный опытный образец танка Е 100. Впоследствии его вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию. Таким образом, работы над проектами сверхтяжелых танков в Германии в целом остались не завершены.

Танк «Маус» оказался единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца. И хотя эта машина не производилась серийно и не принимала участия в боевых действиях, сама идея ее создания и воплощение в металле представляют определенный интерес и заслуживают пристального внимания.

Танк «Маус» являлся боевой гусеничной машиной с относительно мощным артиллерийским вооружением, установленным во вращающейся башне. В состав экипажа машины из шести человек входили: командир танка, командир орудий, два заряжающих, механик-водитель и радист. Корпус машины был разделен поперечными перегородками на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались: сидения механика-водителя (слева) и радиста (справа), приводы управления, контрольные и измерительные приборы, коммутационная аппаратура, радиостанция и баллоны огнетушителей. Впереди сидения радиста, в днище корпуса, имелся люк для аварийного выхода из танка. В нишах бортов устанавливались два топливных бака, общей емкостью 1560 л. В крыше корпуса над сидениями водителя и радиста имелся люк, закрывающийся броневой крышкой, а также смотровой прибор водителя (слева) и перископический прибор кругового обзора радиста (справа). Непосредственно за отделением управления располагалось моторное отделение, в котором размещались: в центральном колодце — двигатель, в нишах бортов — водяные и масляные радиаторы системы охлаждения двигателя, выхлопные коллекторы и масляный бак.

За моторным отделением в средней части корпуса танка находилось боевое отделение. В нем размещались: большая часть боекомплекта, агрегат для подзарядки аккумуляторных батарей и питания электромотора поворота башни. В центральном колодце, под полом боевого отделения, устанавливались одноступенчатый редуктор и блок главных и вспомогательных генераторов. Вращение от двигателя, расположенного в моторном отделении, передавалось на генератор через одноступенчатый редуктор. Над боевым отделением корпуса на роликовых опорах устанавливалась вращающаяся башня с вооружением. В ней размещались: сидения командира танка, командира орудий и заряжающих, спаренная установка пушек и отдельно расположенный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы поворота башни с электромеханическим и ручным приводами, остальная часть боекомплекта. В крыше башни имелись два люка-лаза, закрывавшихся броневыми крышками.

Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса танка, в котором устанавливались тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, тормоза и бортовые редукторы. Вооружение танка состояло из 128-мм танковой пушки образца 1944 года, модели KWK-44 (РаК-44), спаренной с ней 75-мм танковой пушки KWK-40 и отдельно расположенного пулемета MG.42 калибра 7,92 мм. Проектом предусматривалась установка в башне танка зенитной 20-мм пушки МС.151/20 вместо пулемета MG.42, а также мортирок для постановки дымовых завес и огнеметной установки на корме машины. В башне танка спаренная установка монтировалась на специальном станке. Бронировка качающейся части маски спаренных пушек — литая, крепление к общей люльке пушек производилось с помощью семи болтов. Установка двух танковых пушек в общей маске преследовала цель повысить огневую мощь танка и расширить диапазон поражаемых целей. Конструкция установки позволяла использовать отдельно каждую пушку в зависимости от боевой обстановки, но не давала возможности вести прицельную стрельбу залпом.

128-мм нарезная танковая пушка была самой мощной пушкой в немецкой армии и имела клиновой горизонтальный затвор, открывавшийся вручную вправо. Противооткатные устройства располагались сверху по бокам ствола. Длина нарезной части ствола 128-мм пушки составляла 50 калибров, полная длина ствола — 55 калибров. Нарезная часть имела 40 нарезов, идущих с постоянной крутизной по винтовой линии слева вверх направо. Производство выстрела осуществлялось с помощью электрического спускового устройства. Боекомплект пушки состоял из 61 выстрела раздельно-гильзового заряжания (25 выстрелов размещались в башне, 36 — в корпусе танка). Для стрельбы применялось два типа снарядов — бронебойные и осколочно-фугасные. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с.

75-мм пушка устанавливалась в общей маске со 128-мм пушкой справа от нее. Основное отличие пушки этого калибра от применявшихся ранее состояло в увеличенной до 36,6 калибров длиной ствола и нижнем размещении тормоза отката, обусловленным компоновкой башни. Пушка имела вертикальный клиновой затвор, открывавшийся автоматически. Спусковое устройство — электромеханическое. Боекомплект к .пушке состоял из 200 унитарных выстрёлов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами (50 выстрелов укладывались в башне, 150 — в корпусе танка).

Наведение пушек на цель осуществлялась командиром орудия при помощи оптического перископического прицела типа TWZF, устанавливавшегося слева от 128-мм пушки. Головка прицела располагалась в неподвижном бронированном колпаке, выступавшем над крышей башни. Соединение прицела с левой цапфой 128-мм пушки осуществлялось при помощи тяги параллелограмного механизма. Углы наведения по вертикали составляли от -7 градусов до + 23. Наведение спаренной установки по горизонту производилось механизмом поворота башни. Определение дистанции до цели производилось командиром танка с помощью горизонтального стереоскопического дальномера с базой 1,2 м, устанавливавшегося в крыше башни. Кроме того, для наблюдения за полем боя у командира имелся наблюдательный перископический прибор. Несмотря на традиционно хорошие качества приборов прицеливания и наблюдения, огневая мощь сверхтяжелого танка «Маус» была явно недостаточной для машины такого класса.

Броневой корпус танка представлял собой сварную конструкцию, выполненную из катанных броневых листов толщиной от 40 до 200 мм, обработанных на среднюю твердость. В отличие от других немецких танков, танк «Маус» не имел в лобовых и кормовых листах люков или щелей, снижающих его противоснарядную стойкость. Лобовые и кормовые катаные листы корпуса были расположены с рациональными углами наклона, а бортовые листы — вертикально. Толщина броневого листа была неодинаковой по всей плоскости: верхний пояс борта имел толщину 185 мм, а нижняя часть бортового листа была выстрогана на ширине 780 мм до толщины 105 мм. Но уменьшение толщины нижней части борта не повлекло за собой снижения уровня броневой защиты узлов и агрегатов танка, расположенных в нижней части корпуса, так как они дополнительно были защищены бортовым броневым листом внутреннего колодца толщиной 80 мм. Эти броневые листы образовывали вдоль оси танка колодец шириной 1000 мм и глубиной 600 мм, в котором и были размещены отделение управления, силовая установка, генераторы и другие агрегаты. Между наружным бортовым листом корпуса и бортовым листом среднего колодца монтировалась ходовая часть танка. Таким образом, наружный бортовой лист нижней своей частью, толщиной 105 мм, образовывал броневую защиту ходовой части. Спереди ходовая часть была защищена броневыми листами в виде козырьков, толщиной 100 мм с углом наклона в 10 градусов.

Для удобства монтажа узлов и агрегатов крыша корпуса была выполнена съемной. Она состояла из отдельных броневых листов толщиной от 50 мм в подбашенной зоне и до 105 мм — над отделением управления. Толщина брони подбашенного листа достигала 55 мм. Для защиты башни от заклинивания, при снарядном обстреле, на среднем листе надмоторной крыши были приварены треугольные отражательные косынки из брони толщиной 60 мм и высотой 250 мм. В остальных двух листах надмоторной крыши устанавливались броневые решетки воздухозаборника. В отличие от первого, на втором опытном образце танка дополнительно были установлены еще два броневых отражателя. Для защиты танка от противотанковых мин днище корпуса в передней части имело толщину 105 мм, а остальная часть днища была изготовлена из более тонкого листа брони толщиной 55 мм. Надгусеничные листы и внутренние борта имели толщину брони соответственно 40 и 80 мм. Такое распределение толщин основных броневых деталей корпуса указывало на стремление конструкторов создать равнопрочный снарядостойкий корпус. Усиление передней части днища и крыши также существенно повысило жесткость конструкции корпуса в целом. Существовавшие броневые корпуса у ранее созданных немецких танков имели соотношение между толщинами брони лобовых и бортовых деталей, равное 0,5 — 0,6, у данного бронекорпуса это соотношение достигало 0,925, т.е. бортовые броневые листы по своей толщине приближались к лобовым.

Башня танка, так же как и корпус, была сварной, из катаных броневых листов и литых деталей из гомогенной брони средней твердости. Лобовая часть — литая, цилиндрической формы, имела толщину брони 200 мм. Бортовые и кормовой листы — плоские, катаные, толщиной 210 мм. Лист крыши башни имел толщину 65 мм. Таким образом, башня, как и корпус, была сконструирована с учетом всех ее броневых деталей. Соединение деталей башни было выполнено в шип с применением шпонок, несколько отличных от шпонок, использовавшихся в шиповых соединениях корпуса. Все броневые детали корпуса и башни имели различную твердость. Детали толщиной до 50 мм подвергались термообработке на высокую твердость. Броневые детали толщиной 160 мм обрабатывались на среднюю и пониженную твердость (НВ = 3,7-3,8 кгс/мм2), лишь броня внутренних бортов корпуса, имевшая толщину 80 мм, подвергалась термообработке на низкую твердость. Броневые детали толщиной 185-210 мм имели низкую твердость. Для изготовления броневых деталей корпуса и башни применялось шёсть различных марок стали, основными из которых были хромоникелевая, хромомарганцевая и хромоникелемолибденовая стали.

Опытные образцы танка «Маус» имели два варианта силовой установки. Один из вариантов представлял собой 12-цилиндровый V-образный опытный форкамерный танковый дизель водяного охлаждения фирмы «Даймлер-Бенц». Это был модернизированный вариант двигателя MB 507, мощностью 720л.с. (530 кВт), разработанного в 1942 году для установки на опытный образец танка Pz.Kpfw.V Ausf.D «Пантера». В серийное производство двигатели приняты не были. В 1944 году для установки в опытный сверхтяжелый танк «Маус» этот двигатель был модернизирован. Путем наддува мощность двигателя была повышена до 1100— 1200 л.с. (812-884 кВт). Танк с такой силовой установкой был обнаружен в мае 1945 года советскими войсками на территории Штаммлагеря Кумерсдорфского полигона. Танк был сильно разрушен, двигатель разобран, а оставшаяся часть деталей была разбросана вокруг танка. Поэтому удалось собрать только часть его основных узлов: головку блока, рубашку блока с цилиндрами, картер и некоторые другие детали. Никакой технической документации по этой модификации опытного танкового дизеля обнаружено не было. Второй образец танка «Маус» был оснащен авиационным карбюраторным двигателем DB 603 А2, приспособленным для работы в танке.

Одной из наиболее характерных особенностей сверхтяжелого танка «Маус» была электромеханическая трансмиссия, позволившая значительно облегчить управление движением танка и повысить долговечность работы поршневого двигателя благодаря отсутствию жесткой кинематической связи с ведущими колесами. Электромеханическая трансмиссия танка состояла из узла главных генераторов в блоке с вспомогательным генератором и вентилятором, двух тяговых электродвигателей, генератора возбуждения, аппаратуры управления и аккумуляторной батареи. Два главных генератора, питавших током тяговые электродвигатели, размещались в специальном генераторном отделении сзади поршневого двигателя. Они устанавливались на едином основании и благодаря непосредственному жесткому соединению валов якорей образовывали генераторный блок. В блоке с главными генераторами находился третий вспомогательный генератор, якорь которого был смонтирован на одном валу с задним генератором. Обмотка независимого возбуждения, в которой сила тока могла быть изменена механиком-водителем в пределах от 0 до максимальной величины, позволяла изменять величину напряжения, снимаемого с генератора, в пределах от 0 до номинального и, следовательно, регулировать скорость вращения тягового двигателя и скорость движения танка.

Все узлы ходовой части танка размещались между основными бортовыми листами корпуса и фальшбортами. Фальшборты являлись броневой защитой ходовой части и второй опорой для крепления узлов и агрегатов гусеничного движителя и подвески. Каждая гусеница танка состояла из 56 цельных и 56 составных траков, чередующихся между собой. Масса цельного и составного трака с пальцем составляла 127,7 кг, общая масса гусениц танка — 14302 кг. Зацепление с ведущими колесами — цевочное. При перематывании гусеницы зуб ведущего колеса входил в цевочное окно, выполненное в теле основного трака. Ведущие колеса танка монтировались между двумя ступенями планетарного бортового редуктора. Корпус ведущего колеса состоял из двух половин, соединенных между собой четырьмя болтами. Разъемная конструкция корпуса значительно облегчала монтаж ведущего колеса. Съемные зубчатые венцы крепились к фланцам корпуса ведущего колеса болтами. Каждый венец имел по 17 зубьев. Уплотнение корпуса ведущего колеса осуществлялось двумя лабиринтными войлочными сальниками.

Масса направляющего колеса в сборе с механизмом натяжения гусеницы составляла 1750 кг, что значительно усложняло монтажно-демонтажные работы при их замене или ремонте. Подрессоривание корпуса танка осуществлялось при помощи 24 тележек одинаковой конструкции, размещенных в два ряда по его бортам. Тележки обоих рядов попарно крепились к одному, общему для них, литому кронштейну, который крепился с одной стороны к бортовому листу корпуса, а с другой — к фальшборту. Двухрядное расположение тележек было обусловлено стремлением конструкторов увеличить число опорных катков и тем самым уменьшить нагрузку на них. Упругими элементами каждой тележки являлись одна коническая буферная пружина прямоугольного сечения и резиновая подушка.

Принципиальная схема и конструкция отдельных узлов были частично заимствованы у САУ «Фердинанд». Как уже отмечалось выше, проектируя танк «Маус», конструкторы были вынуждены отказаться от торсионной подвески, применявшейся на всех других типах тяжелых немецких танков. Документы немецкого «Исследовательского института подвески и амортизации гусеничных машин» свидетельствуют о том, что сборочные заводы Германии при монтаже танков испытывали значительные затруднения с торсионными подвесками, так как применение этого типа подвески требовало большого числа отверстий в корпусе танка. Эти затруднения особенно усугубились после того, как специальный завод по обработке корпусов танков был выведен из строя бомбардировочной авиацией союзников.

Каждая тележка имела два опорных катка, соединенных между собой нижним балансиром. Конструкция всех опорных катков была одинакова. Крепление опорного катка на ступице с помощью шпонки и гайки, помимо простоты конструкции, обеспечивало легкость монтажно-демонтажных работ. Внутренняя амортизация опорного катка обеспечивалась двумя резиновыми кольцами размером 436x36х30 мм, зажатыми между литым ободом Т-образного сечения и двумя стальными дисками. Масса каждого опорного катка составляла 110 кг. При наезде на препятствие обод катка перемещался вверх, вызывая деформацию резиновых колец и гася тем самым колебания, идущие на корпус. Резина при данной конструкции опорного катка работала на сдвиг. Применение внутренней амортизации опорных катков для 180-тонной тихоходной машины явилось рациональным решением, так как наружные шины в условиях больших удельных давлений не обеспечивали их надежной работы. Применение катков малого диаметра позволило немецким конструкторам установить большое число тележек, однако это повлекло за собой перенапряжение резиновых колец опорных катков. Тем не менее, внутренняя амортизация опорных катков, при небольшом их диаметре, обеспечила меньшее напряжение в резине по сравнению с наружными шинами и дала значительную экономию дефицитной резины.

Следует отметить, что крепление резиновой подушки к балансиру с помощью двух болтов, завулканизированных в резину, оказалось ненадежным. Большая часть резиновых подушек после непродолжительных испытаний оказалась утерянной. В целом же компоновка узлов ходовой части между фальшбортом и бортовым листом корпуса позволила иметь две опоры для узлов гусеничного движителя и подвески, что обеспечило большую прочность всей ходовой части. Однако применение единого неразборного фальшборта затрудняло доступ к агрегатам ходовой части и усложняло монтажно-демонтажные работы. Двухрядное расположение тележек подвески позволило увеличить число опорных катков и снизить нагрузку на них. Применение подвески с буферными пружинами явилось вынужденным решением, поскольку при равных объемах упругих элементов спиральные буферные пружины обладали меньшей работоспособностью и обеспечивали худшие ходовые качества по сравнению с торсионными подвесками.

Технические характеристики:
Боевая масса, т............................................................188
Экипаж, чел.................................................................6
Удельная мощность, л.с./т...................................................9,6
Среднее давление на грунт, кгс/см2............................................1,6
Основные размеры, мм:
Длина с пушкой
вперед................................................................. 10200
назад...........:...................................................... 12500
Высота..................................................................3710
Ширина................................................................. 3630
Длина опорной поверхности................................................ 5860
Клиренс по основному днищу................................................500
Вооружение
Пушка, марка ..........................................KWK-44 (PaK-44)/KWK-40
калибр, мм.............................................................128/75
боекомплект, выстр.....................................................61 /200
Пулеметы, количество, марка............................................1xMG.42
калибр, мм...............................................................7,92
Боекомплект, патронов........................................................?
Броневая защита, мм/угол наклона, град:
Лоб корпуса..................................................... 200/52, 200/35
Борт корпуса....................................................... 185/0, 105/0
Корма.......................................................... 160/38, 160/30
Крыша.............................................................. 105, 55, 50
Днище.................................................................105, 55
Лоб башни................................................................210
Борт башни.............................................................210/30
Крыша башни...............................................................65
Максимальная скорость, по шоссе.............................................20
Запас хода по шоссе, км....................................................186
Силовая установка
Двигатель, марка, тип......................DB-603 А2, авиационный, карбюраторный
Максимальная мощность, л.с................................................1750
Средства связи
Радиостанция, марка, тип......................................10 WSc/UKWE, УКВ
Дальность связи (телефоном/телеграфом), км .............................2-3 / 3-4
Категория: Разное | Добавил: shpattneo (20.01.2012)
Просмотров: 1310 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 shpattneo  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Говорильня
Шарик тегов
Поиск
Счетчик лиц

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz